Впервые идея виртуальной реальности завитала в воздухе в начале XX века с легкой руки режиссера Антонена Арто. Но настоящее воплощение в жизнь она нашла в последние годы. На сегодняшний день VR технологии популярны, реализовываются в различных областях экономики, в разных направлениях бизнеса.
С помощью виртуальной реальности обыкновенный человек со средним достатком может испытать эмоции от путешествия в самые отдаленные места планеты, не выходя из дома приобрести новые знания. Это не предел возможностей перспективного направления современности, о котором мы хотим рассказать.
Виртуальная реальность — что это за технология
Что мы называем Virtual Reality? Термин указывает, что разговор идет об интерактивной среде, которая создается посредством специально разработанных компьютерных приложений. Данное ПО воздействует на все органы чувств, помогает получить ощущения, которые мог бы испытать человек при различных ситуациях.
В основу концепции легло стремление создать альтернативный мир, в котором пользователь может присутствовать с помощью определенных девайсов. Требования к технологиям:
- правдоподобность созданного мира;
- высокий уровень детализации;
- возможность взаимодействовать с различными виртуальными предметами;
- обеспечение эффекта присутствия.
Как это работает
Сказка стала явью благодаря стараниям инженеров, разработчиков, дизайнеров. Для примера рассмотрим несколько решений, присущих VR-технологиям:
- Шлем, подобие маски, оснащенной 2 экранами, линзами, динамиками. С его помощью пользователь попадает в альтернативный мир, видит реалистичные изображения, слышит звуки, акустические эффекты. Экраны устройства располагаются в непосредственной близости от глаз, имеют разрешение не менее 2-4К. В ином случае человеку будут заметны пиксели. Шлемы могут быть мобильные, автономные, оснащенные дополнительно гарнитурой, собственным процессором.
- Контроллеры, камеры, станции, — устройства, позволяющие созданному пространству видеть человека. Первые, находясь у пользователя в руках, реагируют на движения в реальности и переносят их в виртуальную плоскость. Различные системы отслеживания позволяют понять, какое действие производит пользователь. Камеры, размещенные на шлеме, следят за его положением, а также контроллеров по отношению к другим объектам. Роль станций схожа с работой маяка – помогают определять зону действия.
Чем VR отличается от AR и XR
Разработчики могут прибегать к одновременному использованию VR-технологии и дополненной реальности (AR). Такой подход принято называть Extended Reality (расширенная реальность).
AR влияет только на определенную часть общей картины посредством цифровых предметов, которые хорошо сливаются с физическим миром. Это схоже с наложением фильтра, позволяющего пользователю увидеть нечто, которого нет на самом деле (хорошие примеры — Pokemon Go, интерактивные экскурсии). Но полного погружения в виртуальность не происходит, в отличие от технологий VR, которые всецело погружают пользователей в альтернативное пространство с помощью определенной атрибутики. Самые востребованные устройства для AR — мобильные телефоны, планшеты, специальные очки.
В каких сферах активно применяют VR
Перед каждым миром, созданным в другом измерении, ставится определенная задача. VR-технологии используются почти во всех сферах человеческой жизни. Рассмотрим основные направления.
Игровая индустрия
Виртуальность прочно вошла в игровую индустрию, заложила основу для развития такого формата, как массовость. Применение VR технологии обогащает пользователя особенным опытом полного погружения в сюжет игры, делает игрока полностью вовлеченным в действия, в полном смысле отрывает его от реальности с помощью спецоборудования.
Медицина и здравоохранение
Придерживаясь главного правила врача «Не навреди», современные эскулапы все чаще предпочитают осваивать новые техники операций в виртуальном пространстве. Это хорошая тренировка врачебных навыков, обмен опытом между специалистами из разных стран, городов. Еще один аспект внедренной современной технологии — консультирование пациентов, которые не могут приехать на прием.
Образование
Для данного направления это новый подход к изучению школьных, вузовских предметов. При виртуальной визуализации есть возможность не только читать учебный материал, но и стать участником эксперимента, исторического события, перенестись в любую точку Земли, провести опасный опыт.
Учащиеся одной такой образовательной платформы могут физически находиться за тысячи километров друг от друга.
Промышленность и горное дело
Идея нашла отражение в различных производственных процессах для проведения краш-тестов, выявляющих слабые места продукта еще до введения его в эксплуатацию, поступления в продажу. Стало возможным проектировать крупные узлы, блоки, налаживать процессы сборки частей оборудования, контролировать этапы производства.
Особое распространение в горнодобывающем деле получило создание моделей, включающих в себя различные геоданные. Они стали незаменимыми для добычи полезных ископаемых. С помощью VR моделируются места планируемых скважин, проводится тщательный анализ геофизических данных.
Обучение сотрудников
Для освоения определенных профессиональных навыков хорошим решением будет использование VR технологий. Они позволят смоделировать критические ситуации без реальной угрозы здоровью, оборудованию. Такого рода обучение имеет разные направления:
- силовые структуры, где создаются условия, развивающие реакцию, оперативность мышления;
- медицина, особенно для отработки действий в период проведения смоделированных тренировочных операций;
- «натаскивание» летного состава при отработке нештатных ситуаций в воздухе.
Искусство
Есть ли у вас шанс посетить Лувр, Эрмитаж? Сегодня это стало возможным, так как большинство музеев, художественных галерей успешно применяют VR технологии. Теперь люди могут побывать на закрытых выставках, в деталях изучить редкие экспонаты, ознакомиться с реконструкцией древних артефактов.
Строительство и архитектура
Специалисты этих отраслей стали новаторами в применении VR технологий в своей работе. Виртуальная детализация созданного визуала позволяет пройтись по объекту до закладки фундамента.
Конструкторские бюро отказались от чертежных досок, заменив их на оборудование, позволяющее создавать объемные картинки.
Дизайнеры стали подбирать индивидуальные интересные решения под конкретного заказчика, построив их для начала с помощью специального оборудования.
Реклама и маркетинг
Совершение крупной, дорогостоящей покупки, не рассмотрев ее в деталях — большой риск. Особенно, когда это касается приобретения дома. При предложении объекта маркетологи, риелторы часто прибегают к наглядности с помощью VR. Такой подход осуществляется не только для покупателей, но и для государственных структур, бизнеса с целью привлечь к реализации проектов инвесторов.
Таким же маркетинговым приемом пользуются производители оборудования, мебели и т. д., наглядно показывая в рекламном материале, какую пользу приносит их продукт, как функционирует.
Как можно использовать технологию VR в бизнесе
Интерактивная среда на службе бизнесу испытывает некоторые проблемы. На софт, разработанный для этого направления, приходится около 20% от всего объема VR на отечественном рынке.
Но альтернативное пространство завоевывает признание у бизнеса: разработка архитекторами, проектировщиками 3D-моделей домов для заказчика, где он может увидеть конечный результат, не начав строительства. Спросом пользуются удаленные тест-драйвы, проводимые для иногородних покупателей авто.
Рынок ПО может предложить несколько вариантов:
- Mobile VR. Программа помогает переместиться в другую реальность с помощью мобильных гаджетов. Для этого потребуются специально разработанные очки. Это бюджетный вариант, доступный всем. Но есть минусы: чаще всего не будет хватать ресурсов телефона для выполнения сложного проекта, отсутствуют датчики, контролирующие движения головы, конечностей человека.
- Room-Scale. Серьезная разработка, которая нашла применение в определенных организациях, выставочных залах. В ход идут специально разработанные шлемы, подключенные к ПК. Благодаря оборудованию посетители могут по достоинству оценить презентацию проекта, пройтись по картинной галерее. Такой подход более эффектен, лучше продуман для показа объектов в 3D. Однако, вне крупных компаний люди вряд ли могут приобрести такие атрибуты из-за высокой цены.
Заключение
Развитие VR технологий длилось не одно десятилетие, существуют востребованность, некая привлекательность для инвестирования, но их самих принято считать дорогим подходом, которым по плечу заниматься исключительно крупным ИТ-компаниям.
Есть и некоторые проблемы с физическими комплектующими, железом. Специалистам пока приходится преодолевать проблемы с автономной работой, скоростью передачи информации, нехваткой ПО. Но судя по имеющимся достижениям — решение всех вопросов не за горами.